Очередная волна мирового кризиса, которую нам так страстно предвещают, и стараются каждый день напоминать; падение валют; недавний переполох с Евро валютой; нехватка энергоносителей; очередная зимняя эпопея с газом – эти и другие события заставили в очередной раз задуматься всех в том числе и руководителей предприятий над проблемой целевого использования энергоносителей (газ, уголь, топливо и т.д.).

Мы хотим поговорить о самом жидком, легкопродаваемом, востребованном и любимым для водителей и не только, виде топлива – о дизельном топливе (мазут) либо бензине. То что каждый водитель не покупает топливо для своего автомобиля за зарплату на АЗС – не для кого не секрет. Уже нужно прямо в школе при выборе профессии объяснять ребёнку что водитель кроме зарплаты получает не только возможность дополнительного рейса за дополнительные деньги, но и вторую зарплату в виде жидкого топлива.

Владельцы предприятий предпринимают попытки контролировать расход жидкого топлива, устанавливают нормы, делают контрольные заезды, нанимают охрану, камеры наблюдения и т.д. Однако, как показывает чужая практика, к сожалению, большинство этих действий приводит только к уверенности водителей в размере их топливной «моржи». В чем истинная причина по которой владелец не может справится с проблемой нецелевого использования своего топлива – никто не ответит однозначно, скорее у каждого она своя. Кто-то не хочет давать дополнительную премию водителю, кто-то не может словить водителя (а может водитель и прав), кто-то не хочет этого делать или попросту ленится, кто-то не знает как это сделать правильно или зачем…

Вот тут наверное и главный вопросКак правильно и без излишних затрат денег и нервов проконтролировать расход топлива на транспорте?

Ведь на самом деле не так уж это и легко, взять да и измерить расход. Для этого необходимы какие-то  инструменты, канистры, доверенные люди, ну как минимум исправный автомобиль и хороших водитель – и главное методика «как измерить расход топлива».

Давайте немного разберёмся – топливо попадает в бак, от туда поступает в двигатель (в общем понимании) ну иногда в канистру. Списывается топливо на основании общепринятых норм расхода, т.е. для автомобиля «М» на 100км. списывается условно 10л. бензина – нормы утверждены гос.органом и т.д., и кажется вообще всё тип-топ.

Но тут нужно таки более детально рассмотреть хотя бы ключевые моменты: как измеряется расстояние? как измеряется количество топлива? почему именно для этого участка дороги именно 10л.? и почему именно для этого водителя 10л.? (что он хуже Васи у которого 12л.).

Расстояние измеряется спидометром автомобиля, если он рабочий конечно. К примеру если измерять спичечный коробок линейкой мы получим +/- 5см, но если мы будем измерять тот самый коробок но уже с помощью штангенциркуля мы получим более точные результаты до миллиметра, а если будем измерять на глаз да ещё не совсем стандартный коробок – тут уж как повезет. Вот и выходит если взять в руки линейку с лишними сантиметрами то коробок будет длиной 15см.

Вот и со спидометром, если повезло то 100км., а если нет то 90км., или наоборот. Ведь при списании топлива предприятие не проверяет точность спидометра, а достаточно то просто заменить одну шестерню в механизме спидометра – и вуаля, вот тебе плюс 10-20км.

Аналогичная ситуация может быть и с топливом, ведь при передаче смены (транспортного средства) топливо передаётся на глаз, или по датчику топлива, или по мерной линейки (зачастую прут или деревянная палочка). Градация штатного топливного датчика даже не по 10литров, а пол бака, четверть бака или пустой бак – на котором можно проехать ещё 150км.. Вот так вот выходит, лампочка загорелась значит нет топлива – ну ещё на 100-150км. хватит )))).

Дорога и манера езды водителя, ведь если ехать на мокрой дороге расход будет отличаться от аналогичного заезда но уже по сухой дороге. Аналогичная ситуация с манерой езды водителя, особенно расход разниться при разной манере езды на импортной технике, с электронной системой впрыска топлива. Иногда расход топлива может отличаться до 10-20литров для импортной грузовой техники на 100км пробега.

А если учесть ещё давление в шинах, техническое состояние самого транспортного средства, направление ветра, расположение планет )) и т.д.  Однако не смотря на всё эти факторы, в нормах расхода всё предусмотрено, как обычно и типично для нашего государства – «НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ – ВСЁ ВКЛЮЧЕНО!!!».

И тут даже самое интересное становится то – что при разных попытках предприятия выяснить реальный расход топлива на транспорте ему (руководителю) мешают то, что должно помогать – это в первую очередь Нормы расхода, Бухгалтерия, Механики и т.д.. Ведь только заикнись водителю что будем контролировать расход, так он сразу достаёт нормы или книгу по автомобилю и четко находит средний расход, не учитывая при этом вышеизложенные факторы. А если вдруг, эти самые факторы увеличивают реальный расход, и водитель уже не может вложиться в формулу «реальный расход + моржа», он тут же забывает о Нормах, Книгах – и начинает рассказывать какая скользкая дорога, как ветер дует с севера или востока, какая соляра плохая и т.д.

 

Проанализировав вышеизложенное может показаться что выхода нет. Однако выход есть всегда – в нашем случае это использовать СЧЕТЧИК РАСХОДА ТОПЛИВА. Устройство которое способно регистрировать реальных, точный расход топлива.

Счетчик регистрирует топливо которое проходит именно через него, т.е. расходомер врезается непосредственно в топливную магистраль, и топливо которое поступает к двигателю проходит через него. Таким образом просто слить топливо из бака теряет всякий смысл. Ведь сколько бы не было слито из бака топлива, оно не прошло через счетчик, и соответственно оно не будет списано – т.к. списание происходит исходя из показаний счетчика.

Счетчик топлива серии LS – это измерительный прибор работающий по волюметрическому принципу кольцевого поршневого счетчика, это когда проходящая через счетчик жидкость (дизельное топливо, бензин, керосин, масло) вращает поршень внутри расходомера. Это один из самых распространённых принципов измерения небольших  расходов. Каждое такое полное вращение соответствует точному количеству жидкости. Вращение передаётся на механический циферблат или геркон для передачи данных на GPS устройство или другое оборудование.

Как мы видим это полностью механическое устройство, без применения электроники или математических, корректирующих коэффициентов. Всё просто и надежно – прошло 100литров, показало 100.

Для исключения возможности накрутки счетчика расхода топлива LS вся топливная магистраль ОБЯЗАТЕЛЬНО пломбируется специальными пломбами!!! Счетчик имеет прочный корпус, не требует дополнительной защиты и укреплений, удобный вращающийся на 180 градусов циферблат позволяет легко считывать показания. Механический циферблат суммарно регистрирует количество литров которое попало в двигатель. Для вычисления расхода топлива нужно от конечных показаний вычесть предыдущие.

Всё очень просто и надёжно. Для контроля остаётся проверять наличие пломб и целостность топливных шлангов и магистрали, ну и естественно снимать показания с самого счетчика топлива серии LS. Для удобства понимания весь процесс расчета расхода можно сравнить с домашним водяным счетчиком.

 

После внедрения расходомеров жидкого топлива на предприятии как правило остро встаёт вопрос кадров, водители категорически отказываются признавать показания счетчиков, угрожают увольнением и применяют всевозможные действия для того чтобы вывести их из рабочего состояния. Также для дискриминации показаний водители начинают выжимать из автомобилей как говориться «по максимуму», утверждая при этом что теперь им нет смысла экономить (хотя прежде по их словам они не экономили), из слов – «если не мне, то пусть летит в трубу».

А если поступить разумно и вместо кнута просто премировать водителя в размере какого-то процента от общей экономии топлива. Тогда можно обратить противостояние водителя в очень обоюдно выгодное действие, и вместо нареканий и попыток порчи счетчика расхода топлива, получить желание и главное дополнительную экономию топлива. Ведь если топливо не слито на лево, и если оно не вылетело в трубу в первую очередь получает выгоду предприятие. А если учесть ещё и бережное отношение к самой технике – тогда вовсе двойная выгода получается (из практики применения механически счетчиков расхода топлива).

 

Если руководитель предприятия не готов к самым категорическим формам сопротивлениям со стороны водителей, механиков, заправщиков – не нужно устанавливать счетчики контроля расхода топлива!!!

Если руководитель предприятия верит только своим сотрудникам а не контрольно-измерительному оборудованию – не нужно устанавливать счетчики контроля расхода топлива!!!

Если руководитель предприятия не хочет увольнений сотрудников (вплоть до старших механиков) – не стоит устанавливать счетчики расхода топлива!!!

 

Если руководитель предприятия не контролирует топливо – тогда почему это должны делать его ПОДЧИНЕННЫЕ???? вот наверное самый главный вопрос на который нужно ответить любому руководителю…